Главная / Нестандартное оборудование

Нестандартное оборудование

Здоровьесберегающие технологии Использование нестандартного оборудования для развития детей

Здоровьесберегающий процесс приоритетное направление воспитательно-образовательного процесса МДОУ детского сада «Сказка».

Здоровьесберегающий процесс является средством охраны и укрепления здоровья детей физического и психического.

В своей работе коллектив руководствуется следующими принципами:

  • Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения всех участников педагогического процесса к целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек.
  • Принцип удовлетворения конкретных потребностей организма – любое ослабление функциональных взаимосвязей рассматривается как показание к использованию таких форм работы, которые способствую восстановлению ослабленных функций.
  • Принцип соответствия возможностей организма – важна мотивация на продолжение занятий, при этом их нагрузка должна нарастать постепенно.
  • Принцип комплексного воздействия средств, методов и форм оздоровительно-образовательных мероприятий.
  • Принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.
  • Принцип формирования у детей способности к содействию и сопереживанию – делая массаж, друг другу, дети обмениваются тактильными посланиями. Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей.
  • Принцип формирования привычки к здоровому образу жизни.

Все перечисленные выше принципы реализуются в системе здоровье сберегающих технологиях.

Планирование и проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья всех субъектов образовательного процесса, начали с организации здоровье сберегающего пространства дошкольного учреждения: экологического, эмоционально-поведенческого и вербального.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие проводят воспитатели и руководитель физического воспитания, в соответствии с программой 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. младший возраст- 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.

Занятия по валеологии по программе «Здравствуй» проводит воспитатель по валеологии со старшими дошкольниками 1 раз в неделю по 30 мин. Занятия включены как дополнительные в качестве познавательного развития.

Точечный самомассаж проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со среднего возраста.

Воспитатели и старшая медсестра проводят строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используем наглядный материал.

Самомассаж проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Воспитатели и старшая медсестра объясняют ребенку серьезность процедуры и дают детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Ритмопластика и ритмика проводится во всех возрастных группах не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 15-30 мин, обращаем внимание на художественную ценность (используемая музыка), величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка, проводит музыкальный руководитель.

Динамические паузы проводятся для всех детей в качестве профилактики утомления, во время занятий,

2-5 мин., по мере утомляемости детей. Воспитатели включают в нее элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно для всех возрастных групп как часть физкультурного занятия и на прогулке, а в групповой комнате игры со средней степенью подвижности. Воспитатели и руководитель физического воспитания подбирают игры в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В здании используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация, с использованием спокойной классической музыки, звуки природы, проводится для старших возрастных групп, в любом подходящем помещении (зале), в зависимости от состояния детей и целей, проводит педагог – валеолог и он определяет интенсивность технологии.

Пальчиковая гимнастика проводится со всеми детьми индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Воспитатели проводят в любое удобное время.

Гимнастику для глаз все педагоги проводят с детьми ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Воспитатели используют наглядный материал: картинку «азимут», показ педагога.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна,

5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях, использование разнообразного нестандартного оборудования.

Дыхательная гимнастика используется всеми педагогами в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Педагог обеспечивает проветривание, дает детям инструкцию в игровой форме об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

«Минутки покоя» проводятся для всех детей в специально оборудованных «Уголках покоя» для профилактики утомления, снятия психического напряжения. В группах оборудованы небольшие уголки, где дети могут уединиться.

Коллектив педагогов работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья детей на всех возрастных этапах, над повышением интереса к физической культуре и спорту, как потребности укрепления собственного здоровья. Для этого в зале оборудован «Уголок здоровья» с детскими тренажерами: полоса препятствий, беговая дорожка, батут с держателем, гребной тренажер, велотренажер.

Дети, с удовольствием занимаясь в «Уголке здоровья» как на специальных занятиях, так и в свободное время вместе с воспитателями, получают не только, положительные эмоции, но и достаточный заряд бодрости.

Полоса препятствий из мягкого модуля.
Цель:
развитие основных движений детей с использованием нестандартного оборудования.

Мягкий модуль приятен на ощупь, безопасен (в плане травм), его легко обрабатывать.
Многовариантен в построении разного вида полос препятствий.

  • Для развития основных движений используем разные части мягкого модуля и сенсорной дорожки

«Пролезание, перелезание, подлезание….»

Все делаем по очереди

Сенсорная дорожка используется как дополнительное оборудование для развития движений в интеграции с развитием познавательных процессов.

Использование тренажера «ОБЕЗЬЯННИК»
Цель: Развитие основных движений детей с помощью разных приспособлений, повышение мотивации желания двигаться, достигать поставленных задач.

Хорошо взбираться и вверх и вниз, и в сторону……
(передвижение из одной плоскости в другую)

Учимся «ходить» как настоящие обезьянки ….

Можно позаниматься и как на турнике…..

Школа молодого гимнаста

Сухой бассейн снимает не только эмоциональное, но мышечное напряжение.

Тренажер «Тропинка»
автор Иван Иванович Ольгин, используется с 2004 года

Цель: Развивать основные движения, в интеграции с развитием познавательных процессов: ощущения, восприятия, концентрация внимания, перевод движения как действия, из внешнего во внутренний план.

1 этап – конструирование самой ТРОПИНКИ.
Вариантов построения очень много, важно чтобы был вход и выход (как усложненный вариант
он может быть один
и служить и входом и выходом)

2 этап – визуальное обследование ТРОПИНКИ (двигаться можно только по гладкой желтой дорожке) на бордюрах контуры геометрических фигур, букв, цифр.

3 этап – найти выход используя свои тактильные возможности.
4 этап – когда преодолен страх движения «вслепую», движения интегрируются с заданием найти то что находится на бордюрах:
– квадрат, круг, треугольник.

 Очень важно найти выход и не ошибиться. Ты молодец!

Не бойся я с тобой.
Очень важно преодолеть страх движения, на помощь всегда придет воспитатель, который всегда рядом.

Использовать ТРОПИНКУ можно как в зале так и в группе, как часть занятия или в совместной деятельности.